Великий Обман: Что Случилось с Концовкой Mass Effect 3?

Давайте вспомним, как закончилась трилогия Mass Effect до выхода «Расширенного издания». Концовок было три:

  • Уничтожение («красная»): Шепард задействует протеанский Горн для уничтожения всех синтов в галактике, включая Жнецов и самого себя.
  • Контроль («синяя»): Шепард вступает в симбиоз с Цитаделью, беря Жнецов под свой контроль, становясь сверхмощным искусственным интеллектом. Органическая оболочка коммандера погибает.
  • Синтез («зелёная»): Шепард жертвует собой, запуская процесс трансформации органической и синтетической структуры по всей галактике. Цикл Жатвы завершается.

Этот «трёхцветный» финал многих разочаровал, но виноваты ли в этом разработчики? Вопрос спорный. Если отбросить банальное «нравится не нравится», то проблема концовок была не в их сути, а в форме. Некоторые пользователи искренне не понимали, чем вообще различаются заключительные ролики, кроме цвета взрыва.

Все последствия принятых по мере прохождения решений оказывались где-то далеко за кадром, оставляя огромный простор для интерпретации событий. Хорошо это или плохо — другой спорный вопрос. Одни в открытых концовках не видят ничего криминального, другие же терпеть не могут, когда существует хотя бы малейшая недосказанность. И в случае с гигантской трилогией, на прохождение которой тратилась сотня-другая часов, всё же было бы неплохо показать игрокам, к чему привели их усилия.

Сторонники теории заговора считают, что Electronic Arts — издатель Mass Effect — изначально придерживалась идеи открытого финала для дальнейшей продажи DLC, что косвенно подтверждается скандалом с дополнением From Ashes. Незадолго до релиза игры BioWare объявила, что From Ashes — это платное дополнение первого дня, то есть будет доступно прямо со старта продаж. После такой новости фанаты засыпали разработчиков вопросами в духе «Если DLC уже готово, почему бы не включить его в релиз?». Ответ держал исполнительный продюсер Mass Effect Кейси Хадсон (Casey Hudson), заявивший, что основные работы были закончены ещё в январе и, пока базовая игра проходила сертификацию и прочие проверки, команда успела разработать ещё и дополнение.

На вопрос, почему DLC продаётся отдельно, а не входит в релизную версию, ответил продюсер BioWare Майк Гэмбл (Mike Gamble). По заверениям Гэмбла, From Ashes была одновременно как важным кусочком истории для фанатов серии, так и необязательным контентом для всех остальных, поэтому дополнение было включено лишь в комплект коллекционного и Digital Deluxe изданий. Фернандо Мело (Fernando Melo), директор онлайн-направления компании, и вовсе заявил, что покупатели сами желают получать больше контента уже с релиза: «Они [фанаты] обычно говорят «Давайте уже выпускайте!», так что мы просто даём игрокам то, чего они хотят».

В книге Джеффа Кили (Geoff Keighley) The Final Hours of Mass Effect 3 Хадсон утверждал, что миссия с протеанином была катализатором основного сюжета, но её пришлось вырезать из-за нехватки времени. «Удаление миссии с протеанином повлияло на весь сюжет. Изначально миссия начиналась на планете Тессия, родине азари, где Призрак похищал протеанина и узнавал от него важную информацию. Но из-за удаления персонажа, дизайнерам пришлось изменить миссию на Тессии, а Призрак получал протеанскую информацию другим путём», — пишет Кили.

Вынос важной части сюжета в отдельное дополнение сигнализировал, что BioWare не успевала закончить игру в срок, так что нет ничего удивительного в том, что у разработчиков не хватило времени на полноценную концовку. Но фанатам коммандера Шепарда до этого не было никакого дела, и после старта Mass Effect 3 разразилась настоящая буря.

Давайте разберемся в том, что произошло с финалом Mass Effect 3 и почему он вызвал такой гнев у фанатов. В 2012 году, всего через два дня после релиза игры, на форуме BioWare появилось голосование с требованием добавить альтернативную концовку. За пару лет оно набрало почти 14 тысяч голосов и 140 тысяч просмотров, а параллельно в Facebook* появилась группа с призывом полностью переделать финал. В ней собралось почти 50 тысяч человек.

BioWare под давлением

Разработчики обратили внимание на протесты, но начали уклончиво отвечать, обещая изучить отзывы и дать обратную связь позже. Однако, одновременно с этим, руководитель проекта Кейси Хадсон в интервью заявил, что всё в порядке и именно такая концовка была задумана.

В этой ситуации, один из пользователей форума BioWare, El_Spiko, подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC), обвинив BioWare в обмане, так как реклама игры обещала уникальную историю и разные концовки, в то время как, по его мнению, финал не соответствовал этому.

El_Spiko также обратился в Better Business Bureau (BBB) — некоммерческую организацию, которая занимается защитой потребителей. К удивлению многих, BBB признала, что реклама Mass Effect 3 вводила игроков в заблуждение, обратив внимание на обещания уникального эмоционального опыта и различных концовок, которые были не совсем верны.

«Мы исправим концовку!»

Несмотря на успешные продажи, BioWare все же поддалось давлению общественности и в марте 2012 года сооснователь компании Рэй Музика опубликовал открытое письмо, в котором пообещал «исправить» концовку. В итоге, 4 апреля того же года был анонсирован «Расширенный выпуск» игры, который добавил больше деталей и контекста в финал.

Что из этого следует?

В этой истории мы видим, что игровая индустрия не отличается от других отраслей: игроки, как и потребители других товаров, имеют право на качественный продукт и честную информацию о нем. Однако, концовка Mass Effect 3 послужила не только уроком для BioWare, но и стала примером того, как пассивная аудитория может объединиться и повлиять на решения разработчиков.

Полезные советы для разработчиков

  • Будьте осторожны с рекламными обещаниями: Не стоит обещать больше, чем вы можете выполнить.
  • Внимательно слушайте своих игроков: Изучайте отзывы и принимайте во внимание их мнение.
  • Создайте качественный контент: Не гонитесь за количеством, важнее качество и целостность игры.

Интересные факты

  • Несмотря на гнев фанатов, Mass Effect 3 получила множество наград и похвалы за геймплей, историю и графику.
  • После выхода «Расширенного выпуска» финал Mass Effect 3 стал более понятным и приемлемым для многих игроков.
  • В 2017 году вышел Mass Effect: Andromeda, который стал новой главой в серии, но не получил такой же популярности, как предыдущие игры.

* Facebook — название социальной сети, запрещенной на территории Российской Федерации.Игроки против разработчиков: битва за концовку Mass Effect 3

BioWare идет на уступки — но это ли то, чего мы хотели?

Представьте себе: вы — создатель величайшей космической саги, вложивший в нее душу, слезы и годы жизни. Вы выстроили галактику, полную ярких персонажей, интригующих сюжетных поворотов и ошеломляющих битв. И вот, финал… он не тот. Вместо оглушительной победы, вы получаете шквал критики, обвинений в обмане и пустоте. Что делать?

BioWare, создатели Mass Effect 3, столкнулись с этим кошмаром. Финал игры, по мнению многих, не оправдал ожидания — он был сумбурным, противоречивым и откровенно неудовлетворительным.

«Extended Cut», бесплатное дополнение, призванное «закрыть дыры» в сюжете, похоже, только усугубило ситуацию. Вместо кардинальной переработки, разработчики пообещали лишь «добавить ясности».

«[Выпуск] «Расширенного издания», на наш взгляд, позволит достичь баланса между ответами, которые хотят получить игроки, и художественным взглядом команды на финал истории Mass Effect», — писал Рэй Музика.

Но, как часто бывает, фанаты ждали чуда. Они мечтали о грандиозном перевороте, о переосмыслении всего, что было создано.

И, как всегда, реальность оказалась суровой.

FAQ: обещания и реальность

Чтобы избежать назойливых вопросов, BioWare выпустила FAQ, в котором конкретно обозначила, чего ждать от дополнения.

  • Появятся ли в будущем новые концовки или DLC? Нет. BioWare убеждена в праве команды на художественное видение концовки серии Mass Effect. В «Расширенной версии» концовка будет более подробно объяснена, но никаких дополнительных DLC для финала не планируется.
  • Что конкретно добавит BioWare в концовку? BioWare расширит существующую концовку Mass Effect 3, создав дополнительные кинематографические сцены и эпилог. Цель новых сцен — внести дополнительную ясность в концовку Mass Effect 3.
  • Зачем вы выпускаете «Расширенное издание»? Хотя мы по-прежнему преданы своему делу и гордимся нашим художественным видением игры, мы также понимаем, что есть некоторые фанаты, которые хотели бы, чтобы концовка Mass Effect 3 была более понятной. DLC не добавит новую концовку, лишь более подробно раскроет последствия [финального выбора] и ответит на вопросы об окончании истории коммандера Шепарда.

В этом заявлении, словно в зеркале, отражается дилемма BioWare. С одной стороны, они признают, что финал не удовлетворил всех, но упрямо отказываются от радикальных изменений.

Это сравнимо с художником, который отказывается перерисовывать свою картину, несмотря на то, что она вызывает только негативные эмоции у зрителей.

Оправдание BioWare: творческий подход или финансовые уловки?

BioWare утверждает, что они гордятся своей работой и не собираются меняться.

«Гордимся ли мы игрой, которую сделали, и командой, которая её создала? Да, чёрт возьми. Собираемся ли мы менять концовку игры? Нет».

Но неужели вся команда действительно хотела такой финал? Или же это было вынужденное решение, обусловленное желанием не портить финансовые показатели?

Выход Extended Cut не сильно поменял мнение фанатов об игре. Если в апреле 2012 года на Metacritic средний пользовательский балл у Mass Effect 3 был 3,8, то спустя год подрос лишь до 4,7, а на текущий момент составляет скромные 6,0. И это несмотря на то, что BioWare нарушила собственные обещания, и всё же добавила четвёртый вариант завершения космооперы — «Отказ», в котором Шепард отказывается выбирать предложенные Катализатором варианты и печально наблюдает гибель галактического флота.

Этот финал стали сравнивать с финалом «Игры престолов», который также вызвал массу критики и разногласий.

Но есть ли смысл в этих сравнениях?

Mass Effect 3 — это огромный проект, в который вложили много сил, денег и времени. И его финал — это не просто окончание истории.

Это окончание эпохи.

И оно оставляет много вопросов.

Как же было бы хорошо, если бы BioWare пошла на смелый шаг и переделала финал заново, взяв во внимание все те ошибки и недочёты, которые были допущены. Но вместо этого, они предложили нам жалкие компромиссы.

И вот, в конце концов, мы остаёмся с ощущением недосказанности, с горечью и разрушенными надеждами.

В космосе так много звёзд, но только одна из них могла быть такой яркой, как Mass Effect.

И вот, она потухла.

Но остаётся лишь вопрос: что будет дальше?

Великий обман: Mass Effect 3 и ее финал

Ищем Виновных

Концовка Mass Effect 3 стала предметом бурных дискуссий среди фанатов. Почему же она получилась такой? Некоторые склонны во всём винить Electronic Arts, однако Дориан Кикен (Dorian Kieken), директор по развитию BioWare, в июне 2012 года заявлял, что в творческом плане компания полностью независима от EA:

«Сейчас мы впервые получили контроль над ранее недоступными областями, например над маркетингом. Раньше рекламой занималось отдельное подразделение, с которым мы постоянно всё согласовывали, сейчас же оно нам подконтрольно. В целом всё происходит примерно так. EA говорит: «У вас есть столько-то денег, а вот столько вам нужно заработать за X лет. Действуйте».»

Существует версия, что на изменение концовки повлиял слив бета-версии ME3 в ноябре 2011 года, но сами разработчики всё отрицают. Энтузиасты сразу же расковыряли ресурсы игры, и после обнаружения файлов с текстами диалогов в Сети стали появляться неутешительные отзывы.

«Если считать этот сценарий подлинным, то становится очевидно, что решения из предыдущих частей в Mass Effect 3 учитываться не будут. Сценаристы выбрали одну сюжетную линию, а затем использовали кучу предлогов, чтобы оправдать то, как ваши решения ни на что не влияют», — писал пользователь GameGuy6700 на форуме GameSpot.

Хадсон тяжело переживал этот период. «Реакция у всех [фанатов] была примерно одинакова: „Сценаристы — идиоты, это худшее, что я вообще когда-либо читал“», — вспоминает продюсер в книге Кили. По словам Хадсона, слитый сценарий был бессвязным набором строчек из разных диалогов и предназначался только для внутреннего использования.

Об этом говорил и Крис Пристли:

«Эти сюжетные наброски не являются сценарием игры, и, поскольку большинство из этих записей относятся к черновикам, в финальной версии игры многие элементы будут отличаться. Эти наброски не отражают финальные диалоги, варианты развития событий и последствия выбора в конечной версии игры. На самом деле, команда всё ещё усердно работает над написанием и реализацией сюжетных линий и диалогов.»

11 марта 2012 года на форуме Penny Arcade с аккаунта сценариста BioWare Патрика Уикса (Patrick Weekes) были опубликованы посты, обвиняющие в «сливе» концовки непосредственно Кейси Хадсона. По словам Уикса, каждая миссия в игре выносилась на суд сценаристов и любой член команды мог делать свои предложения и критиковать неудачные моменты. Кроме финального задания — за него отвечали только ведущий сценарист BioWare Мак Уолтерс (Mac Walters) и лично Хадсон.

«У меня нет ни малейшего представления о том, почему концовки настолько похожи. Насколько мне известно, из игры ничего не вырезали. Возможно, в последний момент от них [более подробных последствий финала] отказались из-за ограничений бюджета. Но, вашу мать, я понимаю, каким разочарованием было несоответствие между описанием концовок [в диалоге с Катализатором], и тем, к чему всё свелось в итоге — к цвету взрыва», — якобы заявил Уикс.

Спустя несколько дней все сообщения были удалены, а Крис Пристли заявил, что пообщался с Уиксом и тот ничего подобного не писал.

Примерно о том же сказал сценарист BioWare Крис Хеплер (Chris Hepler) в феврале 2024 года. По словам Хеплера, концовка со взрывами — это настоящая космическая магия и Кейси Хадсон с самого начала придерживался этой идеи.

«Любая достаточно продвинутая технология [неотличима от магии], и вот это вот всё. Они [Хадсон и Уолтерс] хотели и добились действительно важного финального выбора, влияющего на всю галактику. Но, если задуматься, ни один из вариантов не был «правильным» для всех. «Уничтожение» не решает проблемы органиков и синтов; «Контроль» играет на руку Жнецам; даже «Синтез», который получить сложнее, чем остальные концовки, на самом деле звучит так, будто насильственным образом меняет жизнь всех существ в галактике», — говорил Хеплер.

По мнению сценариста, выпуск «Расширенного издания» был правильным решением:

«Остались ли довольны фанаты [оригинальной концовкой]? Блин, нет, и многие критические замечания были обоснованными. Extended Cut дала нам второй шанс сделать концовку, в которой учитывалось гораздо больше последствий решений игроков, и она была настолько хороша, насколько это было возможно, учитывая общее направление финала.»

Сам Хеплер не был в восторге от концовки и всё сделал бы по-другому:

«Я бы вообще не стал приплетать сюда космическую магию. Я планировал написать в Кодекс три статьи о Горне, описывающие, что учёные думают о нём вначале, затем — чем он оказался, когда его строительство завершилось, и последнюю, подробно описывающую, как Горн уничтожает Жнецов. Но Хадсон и Уолтерс были слишком увлечены своим вариантом окончания космооперы, поэтому Хеплеру не удалось повлиять на них. «Достаточно продвинутая технология, неотличимая от магии, была намного проще и не требовала столько времени на разработку», — сказал сценарист.

На мой взгляд, основная проблема всё же была в сроках. Вторая часть Mass Effect вышла 26 января 2010 года, и уже в декабре того же года состоялся анонс финальной части трилогии. Датой выхода был назначен конец 2011 года. По признанию Аарина Флинна (Aaryn Flynn), главного менеджера BioWare, уже в марте 2011 года разработчики поняли, что не смогут уложиться в сроки.

Фрэнк Гибо (Frank Gibeau), президент EA, доводам команды внял, и релиз перенесли на март 2012 года. Но и это не спасло BioWare от кранчей. По признанию Хадсона, он мог работать по 90 часов в неделю, а дизайнер Престон Ватаманюк (Preston Watamaniuk) всей команде разослал письмо следующего содержания: «Насчёт выходных. Все сидят на телефоне. Если руководители направляют вам баг, его нужно исправить немедленно».

Великий обман: что случилось с концовкой Mass Effect 3?

Поиски «истинной» концовки

Как бы то ни было, даже «Расширенное издание» не смогло залечить душевные раны игроков, поэтому фанатские теории и альтернативные концовки, появившиеся почти сразу после релиза триквела, своей популярности не потеряли до сих пор.

Чёрная дыра

Уже 9 марта 2012 года на форуме Something Awful появился пост с «оригинальной» концовкой трилогии за авторством ведущего сценариста первой и частично второй Mass Effect Дрю Карпишина (Drew Karpyshyn). Главный сюжетный твист в варианте Карпишина заключался в Тёмной энергии — составляющей нулевого элемента, применяемого при использовании эффекта массы. Использование нулевого элемента приводило к быстрому старению звёзд, после чего они превращались в чёрные дыры, уничтожавшие целые планетарные системы. Поиском способа остановить распространение Тёмной Энергии и занимались Жнецы:

  • Жнецы искали способ остановить распространение Тёмной энергии, угрожавшей всей галактике.
  • Сами Жнецы были эдакой нацией из народов, объединённых самым ужасным образом для поиска способа остановить распространение Тёмной энергии. Но время поджимало, и лишь в создании человеческого Протожнеца Пожинатели увидели спасительную соломинку.
  • В Mass Effect человечество — уникальная раса благодаря своему генетическому разнообразию, и именно за счёт этого она имела шансы остановить распространение Тёмной энергии. Изначально финальный выбор был между двумя вариантами — «Убить Жнецов и попытаться остановить Тёмную энергию силами народов галактики» и «Пожертвовать человечеством в надежде на то, что это остановит Тёмную энергию». Дрю Карпишин.

По словам Карпишина, сразу после выхода игры его социальные сети были завалены сообщениями фанатов с просьбами прокомментировать финал космооперы. Сценарист подтвердил, что Mass Effect изначально задумывалась как трилогия, однако никакого конкретного завершения он так и не придумал. «Да, у нас был план, но он был довольно расплывчатый. Мы знали, что хотим сосредоточиться на ключевых темах: органике против синтетики; Жнецах; Ретрансляторах. Но никаких подробностей мы не продумывали, потому что знали, что игра со временем будет меняться», — говорил Карпишин.

Теория одурманивания

Не сидели без дела и фанаты. Всего через несколько дней после релиза третьей части на форуме BioWare появились первые последователи «Теории одурманивания». Вкратце её суть в том, что Жнецы попытались взять разум Шепарда под свой контроль, и все события после атаки Предвестника — это галлюцинации коммандера. Множество несостыковок и странных дизайнерских решений были интерпретированы пользователями так, будто в BioWare изначально хотели обмануть игроков ложной концовкой, чтобы позже выпустить настоящую.

Более подробно с теорией одурманивания можно ознакомиться в этом почти двухчасовом видео.

«Расширенное издание»

Уже 14 марта появились слухи об истинной концовке, которая должна появиться в дополнении The Truth. BioWare анонсировала «Расширенное издание», и, казалось бы, теория индоктринации должна была рассыпаться, но фанатов было не остановить. После выхода Extended Cut последователи теории одурманивания адаптировали её к дополнению, на этот раз сместив фокус на то, что настоящая концовка — «Уничтожение», а остальные — лишь выгодные для Жнецов варианты, внушённые Шепарду.

Официальное опровержение

В феврале 2024 года Крис Хеплер прокомментировал фанатские домыслы: «Теория одурманивания — действительно интересная штука, но это полностью выдумка фанатов. <…> Мы не были настолько умны. <…> Такое в наши планы не входило. Мы такого не писали».

Из Википедии: «Несмотря на то, что в итоге было реализовано, «Расширенное издание» также подверглось критике, так как некоторые фанаты считали, что оно не решало всех проблем с концовкой. Однако в целом «Расширенное издание» Mass Effect 3 было принято положительно критиками и фанатами, и помогло улучшить впечатление от финала трилогии.»

GAME FOLDER