🔥 Graven: Бумер-шутер, застрявший в лабиринте собственных амбиций

Graven провела в раннем доступе почти три года, и изначально разработчики позиционировали ее как immersive sim. В итоге получилась игра, которая далека от коридорных шутеров и больше всего напоминает Hexen II – смесь олдскульного шутера, экшн/приключения с головоломками и компьютерной RPG.

Первые ассоциации с Hexen II вызывает, конечно же, рука, которая с помощью магической книги поджаривает врагов огненными шарами. Рука принадлежит жрецу ордена Чистейших, осужденному на пожизненное изгнание за убийство культиста. Причины и имя того, кто его изгнал, остаются загадкой. В изгнании жрец оказывается на грани смерти и уже готов принять вечный покой, но вдруг слышит голос, который говорит, что покой нужно заслужить. Жрец оказывается на лодке посреди болота, которая везет его в город, охваченный чумой.

Свободный выбор: болото или город?

С самого начала игрок предоставлен самому себе: можно исследовать небольшую пристань или отправиться в город в поисках библиотеки, где герой надеется найти ответы на свои вопросы. Однако сначала городской сборщик налогов попросит разобраться с источниками чумного заражения, отправившись на болота.

Путешествие по разным мирам

Второй акт резко меняет декорации: мы попадаем в морозные края. Третий акт переносит нас в пустыню. На каждом этапе жрец сталкивается с культистами и еретиками. Красной нитью через весь сюжет проходит его желание увидеть свою дочь.

Сюжет на втором плане

Сюжет остается на втором плане, а важные события и кат-сцены появляются только после победы над боссом. В городе много NPC, но внятно общаются только те, кто связан с заданиями.

На протяжении всех трех актов мы сражаемся с врагами, выполняем сюжетные и побочные квесты, исследуем мир, в том числе в поисках секретов, и решаем головоломки. Никто при этом четко не указывает, куда идти — карты нет в принципе. Можно свободно исследовать территории, пока не упретесь в очередную закрытую дверь, от которой нужно найти ключ. Или, как вариант, нужно уничтожить тотемы, чтобы снять печати с дверей. Или найти рычаг. Или отыскать шестеренки, чтобы что-то починить.

Да, головоломки в Graven стандартные — еще мы крутим статуи, чтобы повернуть их в одну сторону, и выставляем символы на столбах согласно найденным указаниям. Встречаются и чуть более сложные пазлы, но понятно, что это не Myst. Выглядит игра очень атмосферно.

Очень показательно для местного дизайна и в принципе для того, чем мы занимаемся в игре, первое подземелье (точнее, канализация), где нужно придумать, как уничтожить горы чумных трупов. Здесь много ответвлений и затопленных коридоров, где мы не только сражаемся, но и нажимаем рычаги, ставим ящики на нажимные платформы, убираем тела, чтобы попасть в секретное место, и таскаем огнеопасные бочки, а потом подрываем их точным выстрелом или взмахом нашей магической руки. В секретных местах можно найти броню.

Магия в Graven

Магия в Graven часто используется для решения задачек и для уничтожения препятствий — можно сжигать доски (правда, не все), в холодном крае с помощью огня мы растапливаем лед. Когда получаем морозную магию, то, наоборот, замораживаем воду в реках, чтобы пройти по льду. А электрические заряды не только оглушают врагов, но и заряжают некоторые механизмы. Ничего особенного, конечно, но магические упражнения освежают шутерный геймплей.

Хороший потенциал

Graven — это как красивый, но неуклюжий дракон, который, вместо того чтобы взлететь ввысь, запутался в своих же крыльях. Игра, вдохновленная классикой 90-х, вроде Hexen II, пытается окунуть нас в мир безудержного экшена, где повсюду взрываются бочки, а враги падают от одного удара. Но, к сожалению, этот хаос не так уж и весел.

💀 Слабая реализация: когда потенциал летит в пропасть

Graven обещает нам захватывающую систему прокачки, где мы будем улучшать оружие и магию, открывая новые возможности. На деле же эта система напоминает ловушку. Как только мы прокачиваем посох, то оказываемся в ситуации, где магия становится бессмысленной. С одного удара мы можем отбросить любого врага, а улучшения только усиливают этот эффект. Остается только вопрос: зачем?

А как насчет улучшения меча? Ну, если у вас есть посох, то улучшать меч — все равно что пытаться зажечь костер в солнечный день. И так со многими другими улучшениями.

В результате мы получаем систему, которая не стимулирует эксперименты, а скорее лишает их смысла.

  • Улучшения — это не просто бонусы, а новые, часто ненужные свойства оружия и магии.
  • Магия в бою практически бесполезна: посох — это универсальное оружие, которое делает все остальное бесполезным.
  • Запасы маны практически бесполезны из-за автоматического восстановления.

Но даже с бесполезной магией и дисбалансным оружием игра может шанса. Сюжет — это просто фон, по которому мы бегаем, выполняя задания, которые часто сводятся к тому, чтобы найти ключ или убить босса.

🗺️ Карта, которой нет: заблудись в лабиринте

Graven — это игра, где мы постоянно ищем выход. Нет карты, нет понятных указаний, и мы бегаем от одного зала к другому, пытаемся разгадать загадки, которые часто сводятся к тому, чтобы найти небольшое окно и разбить его, чтобы попасть в следующую комнату.

Проблема в том, что эти загадки и лабиринты — не интригующие, а просто скучные. Они отвлекают от действительно интересной игры, уводя нас в бесконечные поиски выхода из лабиринта, устроенного плохими гейм-дизайнерами.

👹 Боссы, которые не вызывают страха: неуклюжие монстры

Боссы в Graven — это как неуклюжие циркачи, которые не знают, как держать равновесие. Первый босс может застрять в текстурах, а другие — просто не составляют никакой угрозы.

Это как смотреть фильм ужасов, где монстр просто падает на пол от смеха.

💔 Красивая, но нелюбимая: Graven — это потенциал, который упустили

Graven — это как прекрасная роза, которая увядает от нехватки воды. У нее есть все необходимые элементы, чтобы стать потрясающей игрой: красивая графика, динамичный геймплей, атмосфера.

Но эта атмосфера не заполняет пустоту плохого гейм-дизайна. Graven — это разочарование, которое заставляет нас задумываться: почему же она не могла стать идеальной?

🔥 Graven: Бумер-шутер, застрявший в лабиринте собственных амбиций

GAME FOLDER